Составление смет – это сложный и ответственный процесс, который стоит доверять исключительно профессионалам. Первым этапом составления сметы является создание локального расчета на один или несколько видов работ.
В состав такого документа должна быть включена группировка видов работ в зависимости от конструктивных элементов объекта, или же группировка работ в зависимости от их технологической последовательности.
Таким образом, заказчик получает на руки документ, с помощью которого он может определить профессионализм подрядчиков и их ответственный подход к выполнению заказа, а также готовность соблюдать необходимые технологии строительства.
Далее составляется ресурсная ведомость. В этот документ включаются списки необходимых материалов и оборудования, их стоимость, объем и, по возможности, марки. В такой смете должна указываться не только общая стоимость материала, но и его стоимость за единицу (например, за тонну или кубометр).
Таким образом, с помощью этой сметы можно высчитать стоимость всех необходимых для производства материалов в зависимости от планируемых видов работ. Это позволяет заказчику не переплатить подрядчикам, и сразу увидеть сумму инвестиций в проект, что, в свою очередь, полезно для определения целесообразности реализации того или иного проекта.
Подробный расчет позволяет указать не только общую стоимость материалов для всего производственного процесса, но и стоимость материалов для всех этапов работ и отдельных видов СМР. Это тоже полезно, ведь расчет позволяет сократить или увеличить количество работ в зависимости от бюджета.
Локальные сметы объединяются в объектные. Такой документ содержит весь перечень финансовой информации по проекту. Объектные сметы на СМР включают в себя также расчеты затрат на поселение строителей, обоснования возможного удорожания строительства, расчет накладных расходов и прочие данные.
Сводный расчет – это документ, который создается на основе вышеперечисленных смет. Он представляет собой обобщенную и структурированную таблицу, в которой стоимость строительства отдельных объектов рассчитывается согласно следующим позициям:
- СМР;
- Стоимость оборудования;
- Стоимость материалов, в том числе, общая стоимость и стоимость за единицу;
- Стоимость мебели, инвентаря;
- Накладные расходы;
- Прочие расходы.
Этот документ позволяет высчитать общую сметную стоимость. В нем указываются также затраты на подготовку территории, в том числе и затраты на подготовку документов (например, стоимость оформления земли). Кроме того, сметная стоимость может включать проведение строительных экспертиз, инженерные изыскания, техническую экспертизу объекта, надзор за строительство, подготовку специалистов и прочее.
Составление смет сегодня – это компьютеризированный процесс. Но это не значит, что справиться с ним может любой специалист. Качественная смета – это продукт труда настоящего профессионала, который имеет соответствующий опыт в данном и деле и подтвержденный уровень квалификации. Кроме того, специалист, составляющий смету, должен хорошо разбираться в технологиях строительства, ведь просчитать всех расходы можно только в том случае, если он знает все этапы технологического процесса.
Работы, которые предусмотрены в смете, обычно разбиваются на несколько этапов. Это удобно как для строителей, так и для заказчика, ведь так гораздо легче осуществлять контрольные мероприятия. Кроме того, такой подход позволяет на каждом этапе документировать процесс, что, в свою очередь, очень облегчает прохождение государственных проверок и убыстряет процесс сдачи здания в эксплуатацию.